ГБУ ДО "Республиканский эколого-биологический центр учащихся МОиН РБ Улан-Удэ"

Официальный сайт

Программа воспитания ГБУ ДО "РЭБЦ РБ" НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Министерство образования и науки Республики Бурятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический

центр Республики Бурятия»

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и утверждено

Методическим советом

Протокол №  01 от.28.08.2020 г.

 

 

Улан-Удэ, 2020

 

Раздел 1. «Особенности организуемого в ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»

 воспитательного процесса»

ГБУ ДО  «Ресурсный эколого-биологический центр РБ» - ключевое учреждение, осуществляющее экологическое образование и воспитание в Республике Бурятия. Образовательный процесс РЭБЦ реализуется по 27 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной и социально-педагогической направленности, охват обучающихся – почти  полторы тысячи школьников. РЭБЦ  обеспечивает организационное и методическое сопровождение массовых природоохранных мероприятий республиканского и межрегионального уровней: акций, конкурсов, олимпиад и конференций.

Центр расположен в живописном месте – пос. Орешкова, немного удален от основных транспортных магистралей города, имеет достаточно большую площадь (6,4 га), включающую дендрарий и дендропарк, плодовый и ягодный сад, учебно-опытный участок, опытные поля, учебно-зоологический отдел, Экостанцию. Недалеко от учреждения расположены МАОУ «СОШ № 64», МАОУ «СОШ № 41», Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторная школа - интернат №28". С этими школами налажены давние связи, большое количество школьников привлечены к реализации ДООП Центра. Кроме этого, педагоги работают в образовательных учреждениях по адресам, указанным в лицензии (10 адресов), и по договорам сетевого взаимодействия – с 25 организациями республики. Практическая часть образовательных программ реализуется на территории Центра.

Центр  тесно сотрудничает со многими учреждениями и ведомствами республики, и основная цель межведомственного взаимодействия  в контексте непрерывного экологического образования в регионе  - формирование у детей и молодежи экологической грамотности, воспитание будущих научных кадров, обладающих устойчивыми знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной фундаментальной и прикладной науки в области биологии, экологии, сельского хозяйства, лесного дела, природопользования и охраны окружающей среды. Тесное сотрудничество Министерства образования РБ, ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» и Республиканского агентства лесного хозяйства позволило восстановить и активизировать деятельность школьных лесничеств, и сейчас 1400 ребят имеют ясное представление и крепкие навыки   работы  специалистов лесной отрасли. ФГБОУ ВО «Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова» и ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж» ежегодно объявляют набор абитуриентов, отдавая предпочтение членам школьных лесничеств;  действует система  целевой подготовки. 

Сотрудничество Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства с РЭБЦ РБ происходит не только в рамках образовательных программ, но и  в формате традиционного ежегодного фестиваля «Вместе ярче», где  проходят профориентационные мастер-классы и экскурсии на объекты энергетической отрасли; члены Совета молодых специалистов филиала ПАО «МРСК Сибири» выступают в качестве тьюторов мероприятий. 

Министерство природных ресурсов РБ, ООПТ региона совместно с МОиН РБ и РЭБЦ являются организаторами природоохранных мероприятий и проектов, направленных на современные образовательные потребности детей, общества и государства, достижение инновационных  целей и, как результат, устойчивого экологического развития местности, региона и государства в целом. Вузы и ссузы Республики Бурятия поддерживают проведение массовых мероприятий естественнонаучной направленности Министерства образования и науки РБ и РЭБЦ: конкурсов, конференций, слетов. Победы и достижения школьников также становятся определяющим фактором в выборе будущей профессии, ведь   ситуация успеха для ребенка – немаловажный стимул у современного подрастающего поколения; кроме того, проведение подобных мероприятий является хорошим механизмом выявления и поддержки одаренных детей. В рамках сетевых договоров и соглашений о сотрудничестве проходят производственные и учебные практики студентов, поиск и ранняя профориентация будущих кадров для потребностей социально-экономического развития региона.

Воспитание бережного отношения к природе родного края и к ее природным богатствам, формирование у учащихся активной социально-экологической позиции, развитие чувства патриотизма и гражданской ответственности – основная цель программы воспитания учреждения.

Раздел 2.  «Цель и задачи воспитания»

Планирование и осуществление воспитательной работы в ГБУ ДО «РЭБЦ  РБ» ведется на основе мониторинга образовательного и воспитательного процессов и базируется на следующей нормативно-правовой основе:

  1. Устав РЭБЦ.
  2. Календарный план мероприятий РЭБЦ на очередной календарный год.
  3. Календарные планы воспитательной работы педагогов на учебный год.

Главная цель воспитательной работы РЭБЦ – создание условий для развития и самореализации личности и социализации обучающегося.

Задачи воспитательной работы РЭБЦ:


  1. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
  2. Содействие формированию сознательного и бережного отношения учащихся к окружающей среде.
  3. Стимулирование творческих способностей обучающихся во всех аспектах воспитательной работы РЭБЦ.
  4. Воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма.
  5. Содействие учащимся в саморазвитии профессиональных качеств в естественнонаучном и направлении.

6.Усвоение обучающимися  знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

  1. Развитие их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  2. Приобретение ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Процесс воспитания в РЭБЦ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания Центра стали:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в Центре создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении мероприятий  отсутствует соревновательность между объединениями, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность.

Содержание воспитательной работы реализуется по направлениям:

  1. Повышение экологической культуры через учебно-исследовательскую деятельность, расширяющую кругозор, любознательность ребенка.
  2. Патриотическая деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка.
  3. Оздоровительная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.
  4. Художественно-эстетическая, развивающая творческие способности, эстетическое мироощущение.
  5. Формирование способности к профессиональной деятельности в современных условиях.

В воспитательной работе Центра выделены целевые приоритеты, которым уделяется чуть большее внимание на разных уровнях  образования:

  1. В воспитании детей младшего школьного возраста и дошкольников (уровень начального общего образования, дошкольное образование) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); 

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Для детей этой возрастной группы актуальны конкурсы и уроки Эколят – юных защитников природы, республиканские природоохранные акции «Сохраним леса Байкала и «Зимующим птицам нашу заботу», «Защитим лес от пожаров».

  1. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

На формирование правильной жизненной, гражданской позиции обучающихся этой возрастной группы направлены основные мероприятия Центра: «Моя малая родина: природа, культура, этнос», летний экологический практикум «Юннат», учебно-исследовательской деятельности и т.п.

  1. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Эта возрастная группа реализует добровольческие, волонтерские проекты, задействована в республиканском проекте «Хранители аршанов», юниорском водном конкурсе, Всероссийском лесном конкурсе «Подрост», Экодиктанте, а также большом количестве дел, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что является эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

 

Раздел 3.  «Виды, формы и содержание деятельности»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках определенных направлений воспитательной работы Центра. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые  дела Центра»

Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.

На республиканском  уровне:

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. Это природоохранный республиканский проект «Хранители аршанов», Всероссийские проекты  по раздельному сбору ТКО «Дели на три», «Эко-ход», - Экологическая акция «Сдай макулатуру – спаси дерево», флэшмобы и мероприятия с общественными организациями Республики Бурятия, а также социальный проект «Отдых с пользой», реализуемый на территории ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» и поддержанный центром предпринимательства «Мой бизнес».
  • открытые дискуссионные площадки, конференции, круглые столы – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители школ, экологи, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся экологических проблем, города, республики, страны. Постоянные партнеры – БГСХА, Форус, РАЛХ, школьные лесничества.
  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. Уроки и олимпиады Эколят, Всероссийские экологическое фестивали «Земле жить», научные стенд-апы и т.д.

На уровне учреждения:

  • разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости. Экологические слеты, детские лесные смены, слеты школьных лесничеств.
  • Традиционные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела. Это Масленица и Сагаалган, Дни единых действий согласно экологическому календарю  - День леса, День птиц,  День эколога, День югнатского движения.
  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие Центра. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. Это республиканская природоохранная акция «Хранители природы».

На уровне объединений:

  • участие объединений в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках объединения итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела Центра в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра в данном вопросе. Это мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к родителям и в целом к старшему поколению. Цель модуля: формирование эффективной системы взаимодействия родителей, детей и педагога дополнительного образования, зачастую и классного руководителя,  для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание условий для свободного развития личности. 

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • родительские чаты и мессенджеры, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются педагога.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; семейные экскурсии.
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

 

Модуль 3.3. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы  - один из основных практических этапов реализации программ дополнительного образования естественнонаучной направленности, помогающие  расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы , организуемые в процессе деятельности: в музей, в картинную галерею, этнографический музей и музей природы, на предприятие в рамках предпрофильной подготовки, на природу;

- биологические экспедиции, для углубленного изучения природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны (радиальные орнитологические, ботанические выходы для исследования объектов окружающей природы);

               - многодневные походы, осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой) – экспедиции в Национальные парки, заповедники, на Байкал;

  • экологические слеты, слеты школьных лесничеств, летние лесные смены.
  • летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха детей, реализацию исследовательской части ДООП, в том числе с использованием мобильных цифровых лабораторий

3.4. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить ребенка  к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
  • организация профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки (летние лесные смены). 
  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

               Основная цель межведомственного взаимодействия  в контексте непрерывного экологического образования в регионе  - формирование у детей и молодежи экологической грамотности, воспитание будущих научных кадров, обладающих устойчивыми знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной фундаментальной и прикладной науки в области биологии, экологии, сельского хозяйства, лесного дела, природопользования и охраны окружающей среды. Тесное сотрудничество Министерства образования РБ, ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» и Республиканского агентства лесного хозяйства позволило восстановить и активизировать деятельность школьных лесничеств, и сейчас 1400 ребят имеют ясное представление и крепкие навыки   работы  специалистов лесной отрасли. ФГБОУ ВО «Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова» и ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж»  ежегодно объявляют набор абитуриентов, отдавая предпочтение членам школьных лесничеств;  действует система  целевой подготовки.   Сотрудничество Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства с РЭБЦ РБ происходит не только в рамках образовательных программ, но и  в формате традиционного ежегодного фестиваля «Вместе ярче», где  проходят профориентационные мастер-классы и экскурсии на объекты энергетической отрасли; члены Совета молодых специалистов филиала ПАО «МРСК Сибири» выступают в качестве тьюторов мероприятий.   Министерство природных ресурсов РБ, ООПТ региона совместно с МОиН РБ и РЭБЦ являются организаторами природоохранных мероприятий и проектов, направленных на современные образовательные потребности детей, общества и государства, достижение инновационных  целей и, как результат, устойчивого экологического развития местности, региона и государства в целом. Вузы и ссузы Республики Бурятия поддерживают проведение массовых мероприятий естественнонаучной направленности Министерства образования и науки РБ и РЭБЦ: конкурсов, конференций, слетов. Победы и достижения школьников также становятся определяющим фактором в выборе будущей профессии, ведь   ситуация успеха для ребенка – немаловажный стимул у современного подрастающего поколения; кроме того, проведение подобных мероприятий является хорошим механизмом выявления и поддержки одаренных детей. В рамках сетевых договоров и соглашений о сотрудничестве проходят производственные и учебные практики студентов, поиск и ранняя профориентация будущих кадров для потребностей социально-экономического развития региона.

 

3.5. Модуль «Экологические медиа», или детский экологический пресс-центр

Цель детских медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал детских экологических  медиа может быть реализован в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • детский экологический пресс-центр (медиа-центр) – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
  • участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа. В 2020-2021 году планируются конкурсы «Юный эко-блогер» (всероссийский), ежегодно реализуются проекты «Юный энергоблогер» на республиканском уровне в рамках фестиваля «Вместе ярче».
  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации; предварительные итоги самоанализа обсуждаются на августовском методическом совете; итоги – на сентябрьском установочном педагогическом совете Центра.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; 

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являюися:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ педагогами совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

  1. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности педагогов и объединений;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала занятий пдо;

- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качеством профориентационной работы Центра;

- качеством работы медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды учреждения;

- качеством взаимодействия учреждения и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

 

Календарный план воспитательных мероприятий ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»

СЕНТЯБРЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

3.09.  – мероприятие, посвященное Дню солидарности в борьбе с терроризмом

ПДО

2.                  Художествен

но-эстетическое.

 

Экологическое воспитание.

Проведение тематических экскурсий в  оранжерее, дендрарии, дендропарке. Посещение мини-фермы, зооуголка.

17.09. – Выезд на площадку «Географические культуры сосны обыкновенной»

27.09.  – Международный день туризма.  Интерактивное занятие, посвященное международному Дню туризма

ПДО

 

 

ПДО, ОМО

 

 

 

3.                  Гражданское воспитание

Мероприятия в честь «Года отца» в России. «Папа может»: семейный квест-состязание в рамках социального проекта РЭБЦ «Отдых с пользой»

ПДО, ОМО

 

ОКТЯБРЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Экологическое воспитание

2 октября Всемирный день сельскохозяйственных животных. Экскурсии с презентацией о с/х животных.

4 октября Всемирный День защиты животных. Презентации о диких животных.

Посещение мини-фермы, зооуголка.

26 октября Российский день без бумаги. Акции по сбору макулатуры, использованных батареек.

 

ПДО, Организационно-методический отдел.

3.                  Экологическое воспитание

Экскурсия «Природа Бурятии». Национальный музей Республики Бурятия.

29 октября – Международный день сохранения биологического разнообразия (День флоры и фауны)

ПДО

4.                  Профориентационная работа

Экскурсия на Гусиноозерскую ГРЭС, выпуск мальков

Митыпова Е.Н.

 

НОЯБРЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Экологическое воспитание

11 ноября Всемирный день энергосбережения. Мониторинг электросчетчика в здании.

12 ноября Синичкин День. День встречи зимующих птиц.  Мастер классы по правильному кормлению птиц, изготовлению и вывешиванию кормушек. Изготовление плакатов-призывов «Птицы – наши друзья!», «Берегите птиц!», «Подкорми птиц зимой!», «Лес – наше богатство», «Зелёный наряд радует взгляд».

15 ноября – день вторичной переработки

30 ноября – международный день домашних животных.

ПДО, Организационно-методический отдел.

3.                  Профилактика здоровья

17 ноября - Международный день борьбы с курением. Интерактивное занятие.

ПДО

4.                  Профориентационная работа

Экскурсии в Центр защиты леса.

ПДО, Организационно-методический отдел.

5.                  Экологическое воспитание

Экскурсия «Зима близко…». Национальный музей Республики Бурятия.

ПДО, ОМО

6.                  Патриотическое воспитание

К Дню народного единства: Онлайн-акция «Краски Бурятии», приуроченная ко Дню народного единства

ПДО, ОМО

7.                  Патриотическое воспитание

К Дню народного единства: Инстаграм-марафон «Игры народов мира»

ПДО, ОМО

8.                  Патриотическое воспитание

К Дню народного единства: Мастер-класс «Дерево единства»

ПДО, ОМО

9.                  Патриотическое воспитание

К Дню народного единства: Показ видеофильма «Мы живем в России» на официальных страницах РЭБЦ  ВК,  You Tube

 

 

ПДО, ОМО

10.              Патриотическое воспитание

К Дню народного единства: Видеоролик-коллаж  «Мы вместе», снятый на территории ГБУ ДО «РЭБЦ  РБ»

ПДО, ОМО

11.              Патриотическое воспитание

К Дню народного единства: Фото-конкурс «Единство с природой»

ПДО, ОМО

12.              Гражданское воспитание

К Дню матери: «Есть разные мамы на нашей планете, их любят детеныши, любят и дети..». Видеолекция из живого уголка РЭБЦ об особенностях развития и формирования материнского инстинкта у разных видов животных. Ежедневные посты и сториз с малышами на официальных страницах РЭБЦ в социальных сетях

ПДО, ОМО

13.              Гражданское воспитание

К Дню матери: Мастер-класс «Букет для мамы» Онлайн-мастер-класс по изготовлению подарков и размещению фото в соцсетях с хэштегом

ПДО, ОМО

 

ДЕКАБРЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Экологическое воспитание

Сохраним леса Байкала.

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

3.                  Безопасность детей

Мероприятие по профилактике правонарушений.

Отдел по делам несовершеннолетних МВД РБ

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

4.                  Патриотическое воспитание

Мастер-класс «Георгиевская лента» Онлайн-мастер-класс по изготовлению георгиевской ленты с подробным рассказом об истории возникновения праздника

ПДО, ОМО

5.                  Патриотическое воспитание

«Улицы носят их имена» Марафон постов с фото  от обучающихся РЭБЦ  об истории названия улиц города, названных в честь героев РФ

ПДО, ОМО

6.                  Патриотическое воспитание

«Волонтеры Конституции – главные герои перемен» Обучающий ролик с привлечением  добровольцев из корпуса «Волонтеры Конституции»

ПДО, ОМО

ЯНВАРЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.      Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.      Экологическое воспитание

11 января День заповедников и национальных парков.

12 января  День зимующих птиц России. Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц!» (акция проводится с 2002 г. по инициативе Союза охраны птиц России).

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

3.       

 

 

ФЕВРАЛЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Экологическое воспитание, патриотическое, художественно-эстетическое.

Этноэкологический праздник «Сагаалган», «Масленица».

Наши предки и природа – бесконфликтное существование с природой (беседа).

 

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

3.                  Профориентационная работа

Экскурсии, приглашение в РЭБЦУ представителей ведомств с презентациями.

 

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

4.                  Патриотическое воспитание

Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества. Посещение музея Истории Министерства Внутренних дел РБ.

ПДО

5.                  Гражданское воспитание

Конкурс рисунков «Мудрость. Смелость. Сила». Обучающиеся РЭБЦ  готовят рисунки, посвященные 23 февраля. Лучшие работы будут представлены на сайте и в социальных сетях РЭБЦ

 

6.                  Гражданское воспитание

Уроки мужества. В объединениях РЭБЦ будут проведены уроки об истории возникновения праздника

 

МАРТ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Экологическое воспитание

• 20-21 марта – День весеннего равноденствия, День Земли (c 1971 г.).

• 21 марта - Международный день леса (с 1971 г.).

• 22 марта - Всемирный День Воды, или Всемирный день водных ресурсов (с 1993 г.)

• 29 - 30 марта - День защиты Земли.

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

3.                  Гражданское воспитание

Серия мастер-классов  по изготовлению сувениров «Единственной на свете» Экскурсионный блок мастер-классов (экологическая открытка из макулатуры, броши, и т.п.)

ПДО,

4.                  Экологическое воспитание

Исследовательский проект «Тюльпановая лихорадка». Обучающиеся объединений РЭБЦ ведут исследовательские работы по сортоиспытанию тюльпанов, представляют результаты  в социальных сетях с хэштегами #тюльпановаялихорадкаРЭБЦ, снимают видеоролик с размещением в новостном блоке БГТРК (ориентировочно)

Организационно-методический отдел.

5.                  Патритотическое воспитание

Эколого-патриотический урок-путешествие «В единстве - сила». Проведение патриотических уроков, направленных на расширение  представления о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, формирование исторической памяти и 

Активной жизненной  позиции, направленной на участие в экономической и социально-политической жизни своей страны

 

6.                  Патиориотическое врсптитание

Крымская весна. Эко-волонтеры РЭБЦ совместно с волонтерами Ресурсного Центра добровольчества РБ (Добродом) рассказывают о присоединении Крыма

 

 

АПРЕЛЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                   

1 апреля - Международный день птиц. Экскурсии в этнографический музей.

18-22 апреля Марш парков (Дни заповедников и национальных парков)

22 апреля Всемирный День Земли (международная экологическая акция). Акции в трамвае.

 

 

3.                  Безопасность детей

Мероприятие по противодействию терроризму

Управление федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Бурятия

30 апреля – День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ.

ПДО,

Организационно-методический отдел.

 

 

МАЙ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Патриотическое воспитание

 

 

Встречи с ветеранами, детьми Великой Отечественной войны.

Мастер-класс «Гвардейская ленточка»

ПДО

3.                  Экологическое, трудовое воспитание

Работа на учебно-опытном участке

ПДО

4.                   

• 12 мая (вторая суббота) - Всероссийский день посадки леса (с 2011 г.) Выезд на посадку леса.

12 мая – день экологического образования

• 12-13 мая (вторая суббота и воскресенье) –

• 15 мая - Международный день климата (с 1992 г.)  Экскурсии на метеостанцию.

25 мая день нерпенка

 

 

ИЮНЬ

Направление деятельности

Планируемые мероприятия

Ответственные

1.                  Безопасность детей

Инструктаж по правилам пожарной безопасности и технике безопасности.

ПДО

2.                  Экологическое, трудовое воспитание

Экологический практикум «Юннат». Практическая работа на УОУ, дендрарии, дендропарке, плодово- ягодном саду, теплицах и на территории.

 

ПДО, ОМО

3.                  Экологическое, трудовое воспитание

1 июня день защиты детей. Мероприятие для учащихся РЭБЦ. «Время первых»: конкурс проектов по ландшафтному дизайну и озеленению территорий ОУ, посвященный 60-летию Первого полета человека в космос. 1 июня - Посадки тематических клумб на территории образовательных учреждений.

 

 

ПДО, ОМО

4.                  Экологическое, трудовое, гражданское  воспитание

15 июня – день создания юннатского движения в России.

 

ПДО, ОМО

5.                  Патриотическое воспитание

Закладка сквера декоративных культур (форзиции) на территории Центра, символизирующего Вечный огонь (цветущая форзиция имеет ярко-желтый цвет)

ПДО, ОМО

6.                  Патриотическое воспитание

Эколого-патриотическая акция «И пусть поколения помнят…» Закладка сквера декоративных культур (форзиции) на территории Центра, символизирующего Вечный огонь (цветущая форзиция имеет ярко-желтый цвет)

ПДО, Организационно-методический отдел.

 

7.                  Патриотическое воспитание

«Свеча памяти»: прямой эфир в Инстаграм, начнется у памятника труженикам тыла и детям войны (пл. Славы).

ПДО, ОМО